Меню сайта
Мы ждём новой журналистики от поколения, живущего с гаджетами
  • L!FE
  • Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ им. Ломоносова

Уверена, что многие журналисты говорят что хотят, думают что хотят и аргументируют свою позицию именно своим взглядом и своими подходами. Но у нас своя журналистика, у нас своя журналистская культура, и её, конечно, трудно сравнить с какими-то другими странами. Ну, хотя бы такой пример. Только в России есть слово «публицистика», и мало в какой другой стране вас поймут, если вы начнёте говорить о публицистах. Не о тех, кто сообщает факт, свободный, отшелушенный от мнений, а о тех, кто, опираясь на факты, даёт своё понимание действительности. Поэтому ничего плохого нет в том, что мы в чём-то и не похожи на западную или азиатскую журналистику, которая тоже очень интересна.

Журналисты в нашей стране традиционно всегда имели собственное мнение. Наша журналистика всегда была публицистична. Публицистичность предполагала собственную позицию – не столько новость, сколько позиция журналиста. Не столько сухое изложение фактов, сколько личное отношение к этим фактам, поэтому наша традиция здесь чётко и проявляется. Есть журналисты, которые защищают одну позицию, есть журналисты, которые нападают на эту позицию, но это всегда не столько факт, сколько личное отношение, и это традиция.

Журналистика за последние 20-25 лет прошла очень много витков в своём развитии, не таких простых – пришлось подлаживаться под новую элиту экономическую, под новые политические силы. Возможно, журналистика часто забывала, что она служит для аудитории, а в общем, наверное, это было самое главное – служить аудитории, служить людям, россиянам. И вот, наверное, это и вызвало определённый скепсис по отношению к журналистике, хотя я уверена – трудности временные.

Журналистика изменилась и стала более информационной. Например, важнейшая тенденция, отмеченная социологами, заключается в том, что за последние два года интерес к телевизионным новостям у аудитории вырос: время просмотра новостей увеличилось на 4,5 минуты в среднем для россиянина. Это довольно большая цифра. Это значит, что увеличился интерес к тому, что происходит вокруг. В журналистике, конечно, сформировался ответ, может быть, не всегда адекватный, может быть, не всегда тот, который аудитория ждёт, но журналисты стали говорить об этих злободневных проблемах всё больше, может быть, всё горячее, пытаясь объяснить, но зачастую подменяя объяснения личной позицией. Но то, что журналистика повернулась к событиям в мире, и то, что журналистика стала очищаться от развлекательности и стала заглядывать в центр геополитических баталий, – я думаю, это всем очевидно.

Ленивые в журналистику не идут – это профессия, которая не предполагает лежание на боку. Это профессия, которая предполагает постоянную коммуникацию, работу с источниками, завязывание новых знакомств. Журналисты не успевают, потому что появляются роботы, пишущие новости, и современные системы передачи информации, потому что пресс-релизы вытесняют журналистов, поэтому у журналистов конкурентов гораздо больше, и это вовсе не их лень. Вырождение журналистики – вопрос условный, потому что сегодня журналистика на сломе эпох: от аналога до цифры прошло несколько лет, а журналистика уже должна менять и форматы, и подходы к тому, как освещать прежде значимые темы, и способ выбора этих тем – мир-то поменялся.

Поэтому на самом деле журналистика рождается сегодня – новая журналистика, цифровая. У неё разные бывают названия. Все говорят про то, что люди хотят сейчас: читать много, но в Интернете, с картинками, с видео. Возник новый формат – лонгриды, и журналисты с удовольствием пишут эти лонгриды, сопровождая текст иллюстративными материалами. Говорят о появлении разъясняющей, объяснительной журналистики, которая не столько про новости, сколько про то, как конкретные факты встраиваются в более широкое полотно жизни. Да, конечно, журналистам сложно, и те журналисты, которые приходили в профессию 20 или 30 лет назад, с трудом адаптируются. Их часто называют даже цифровыми мигрантами – мигрируют в цифровую среду и, как многие мигранты, не очень хорошо адаптируются.

Но мы ждём бума журналистики от рождённых цифровыми детей – это молодое поколение, которое живёт с гаджетами. Им нужно объяснять мир посредством этих новых технологий, и они будут это делать, и они очень креативны.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar