Меню сайта
Вечные пленники Чёрного моря

Учёные предполагают, что жизнь зародилась в воде. Вода же становится порою и последним приютом. Те, кто живёт у моря, каждый день глядят на него из окон своих домов или офисов, через стекло автомобиля или прогуливаясь по набережной. Но даже не подозревают, сколько тайн сокрыто в его глубинах…

Одни утверждают, что Черноморское побережье находится на огромном скальном выступе, уходящем далеко вглубь от естественного берега, и что однажды этот выступ обрушится, а курорт Сочи погрузится в пучину вод. Другие уверяют, что неподалеку от берега на небольшой глубине время от времени можно увидеть руины древнего города, затопленного в незапамятные времена, и что полуразрушенные мостовые, дома и в особенности предметы быта всё чаще становятся объектом пристального внимания «чёрных дайверов». Третьи с жаром твердят о том, что за тысячи лет неисследованное толком дно Чёрного моря стало огромным кладбищем кораблей, которые таят в себе несметные сокровища.

Но раскроет ли море свои тайны?

Мостовая в никуда

Большинство учёных только пожимают плечами, когда слышат о теории скального выступа. Она возникла как бы сама собой и взбудоражила неискушённые умы обывателей аккурат в тот период, когда едва развалившийся Советский Союз потащил за собой в небытие и налаженную индустрию туризма, и европейскую курортную славу Черноморского побережья. Отдыхающие переметнулись к берегам Турции, вспомнив о Сочи лишь годы спустя, когда он стал столицей всевозможных фестивалей, игр КВН и зимней Олимпиады. Сейчас теорию скального выступа многие расценивают как грамотную пиар-кампанию, запущенную в своё время каким-то из конкурирующих курортов.

С не меньшим скептицизмом специалисты говорят и о раскрученной версии о затопленном древнем городе, называя её неплохой заманухой для туристов, но не более того. Историки вспоминают о том, что в середине прошлого века активно велись работы по укреплению побережья. В акваторию Сочи заходили корабли, привозившие сюда огромные плиты, которыми, словно корсетом, стягивали дно, чтобы волны не так активно размывали берег. Впрочем, точной информации ни о количестве кораблей, ни об объёмах и характере проводимых работ не сохранилось. Отсюда, скорее всего, и слухи о мощенных мостовых, якобы найденных водолазами неподалеку от берега. А полуразрушенные стены древних строений – всего лишь плод чьей-то неуёмной фантазии. Ведь в двадцать первом веке живём: фото и видео наверняка заполонили бы интернет.

…И гром орудий

Зато корабли в Чёрном море действительно тонут. Самые «свежие» примеры – молдавский сухогруз «Арас-1» и турецкий «Бешикташ», потерпевшие крушение с интервалом в несколько лет практически в одном и том же месте, у одного из центральных сочинских пляжей. Это, пожалуй, дважды чудо, что экипажам обоих судов благополучно удалось спастись. История сухогрузов похожа как две капли воды: шторм, крушение на рейде, обломки на берегу. Оба раза остовы кораблей становились достопримечательностью для местных жителей и туристов.

Однажды в сочинском порту, ещё до всех его предолимпийских реконструкций, едва не затонул паром, перевозивший трейлеры. Его крен был настолько угрожающим, что огромные автомобили было решено срочно выгружать краном. Тогда обошлось... Не стёрлась из памяти и буря 2007 года, когда в Керченском проливе были повреждены и ушли под воду полтора десятка судов. А вот на территории нынешнего Сочи подобная крупная катастрофа документально зафиксирована всего одна. Она произошла в мае 1838 года. Тогда затонули два военных и семь купеческих кораблей.

Это был тяжелый период освоения Кавказа, отошедшего к России в результате русско-турецкой войны. Возводимый в ту пору форт «Александрия» (от которого принято вести историю современного Сочи) остро нуждался в стройматериалах, продовольствии и военном подкреплении. Каждая высадка на побережье, по сути, становилась кровопролитным боем с местными племенами, превосходившими русских по численности и несоизмеримо лучше знавшими особенности горного рельефа. В конце весны 1838 года несколько судов вышли в район русских укреплений и встали на рейде под разгрузку.

Утром 30 мая на море разыгрался невиданной силы шторм, и на берег в течение дня одно за другим выбросило все купеческие суда. Два военных корабля – фрегат «Варна» и корвет «Мессемврия» – дрейфовали до ночи, однако и их участь была предрешена. Капитан «Варны», осознав неизбежность катастрофы, приказал команде не сопротивляться стихии, и фрегат выбросило на берег неподалеку от русского укрепления. А капитан «Мессемврии» до последнего боролся за корабль. Чтобы облегчить маневрирование и ослабить течь в трюме, с борта даже сбросили в воду пушки, но это не помогло. Корвет отнесло течением на несколько миль южнее, где его постигла та же участь, что и другие суда.

…Более полутора сотен лет спустя, в конце 90-х годов XX века, сочинские водолазы совместно с археологами-«подводниками» подняли со дна моря несколько пушек, сброшенных в воду матросами «Мессемврии». Сейчас орудия хранятся в Музее истории города-курорта Сочи.

Из глубины… веков

Зафиксировано и немало других случаев кораблекрушений в Чёрном море. На останки судов то тут, то там натыкаются водолазы. Катастрофы нового времени документируются, о трагедиях более давних становится известно чаще всего случайно. Говорят, лет тридцать назад неподалеку от Новороссийска при подготовке к строительству дельфинария рабочие наткнулись на баржу времён Великой Отечественной войны, напичканную боеприпасами. По слухам, примерно в тот же период в Крыму на морском дне обнаружили сразу несколько военных судов.

На «памятники» погибшим кораблям порою можно натолкнуться и без особых усилий. Остов одного из таких судов, выброшенных штормом на берег в 70-х годах прошлого века, проржавевший и размалёванный краской из баллончиков, много лет лежал на берегу рядом с железной дорогой в окрестностях Туапсе. Иные находки по силам лишь специалистам. В 2006 году украинско-американская экспедиция сообщила, что обнаружила неподалёку от Херсонеса парусно-гребную средневековую галеру. Когда группа учёных погрузилась на глубину 139 метров, их взорам предстала палуба судна с десятками плоскодонных кувшинов таманского типа. Рассказывают, что позднее в район находки была организована экспедиция, которая отметила: корабль сохранился в идеальном состоянии.

А несколькими годами ранее на глубине 100 метров неподалеку от Болгарии исследователи обнаружили останки настолько древнего корабля, что его возраст – около 2400 лет – даже представить сложно. Судно, гружёное амфорами, древнегреческими керамическими ёмкостями для перевозки жидких и сыпучих веществ, а также продуктов питания, затонуло примерно в IV веке до н.э. Специалисты утверждают, что это самый древний корабль, найденный на черноморском дне. Находка позволила учёным подтвердить, что уже в античные времена через Чёрное море пролегали торговые маршруты, которые, судя по всему, были весьма оживленными. О важности открытия в числе прочего свидетельствует и тот факт, что возглавлял экспедицию известный океанолог Роберт Баллард, отыскавший в своё время печально знаменитый «Титаник».

Символы времени

…Вот уже более тридцати лет на глубине 47 метров в Цемесской бухте близ Новороссийска лежит пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов». Говорят, на его борту до сих пор видны следы пребывания людей, а их в момент столкновения теплохода с сухогрузом погибло более четырёх сотен. Это была последняя крупная катастрофа на море в Советском Союзе. И очень неприятно было вспоминать тогда, что «Адмирал Нахимов» – 1925 года постройки – погибал дважды. Первый раз он подорвался на мине в 1945 году и затонул на глубине 18 метров. Правда, был он в то время немецким и назывался «Берлин». В СССР будущий «Нахимов» попал в счёт репараций и второй раз затонул за несколько дней до отправки на металлолом. Та трагедия была столь же шокирующей, сколь и нелепой. Огромный теплоход погрузился на морское дно всего за семь минут, и для многих впоследствии стал символом крушения самого Союза.

Впрочем, если говорить о символах, уместно вспомнить смену веков. В канун наступления XXI столетия французы выложились сполна, чтобы украсить Эйфелеву башню под стать наступающей новой эпохе и, казалось, напрочь забыли, что когда-то будущую достопримечательность Франции собирались снести как воплощение уродства. Однако символом смены тысячелетий неожиданно для всего мира стали Нью-Йоркские башни-близнецы…

История не терпит сослагательных наклонений и сама диктует свои символы. Поэтому, быть может, совершенно зря люди с такой лёгкостью отметают пусть и неправдоподобные, зато будоражащие умы легенды о подводных скальных выступах и погрузившихся в морскую пучину древних городах. Кто его знает, а вдруг однажды совершенно случайно какая-нибудь экспедиция действительно найдёт нечто подобное? Ведь, если вдуматься, подводную лодку и космические челноки первыми придумали писатели-фантасты, а баржа военных лет и средневековая галера были найдены «как-то вдруг». Да и пушки с потерпевшего крушение у сочинских берегов военного корвета – что греха таить! – подняли с морского дна, говорят, тоже ненароком. Цель экспедиции была другой.

Так раскроет ли море свои тайны? Возможно… Но лишь тогда, когда люди сами будут готовы к этому.

* Фото: Максим Величко, pixabay.com, wiki-wiki.ru, 1zoom.net, anews.com, livejournal.com

Популярные блоги

Дети Сатаны
Slender Man в Сочи
Гость из Америки
Репортаж о событии, которого не было... с места, где ничего не произошло...
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar