Меню сайта
Променады по Казани: третья столица России за три дня

Записки сороки-путешественницы

Перелёт из Сочи в Москву – автобус до Казанского вокзала Москвы – поезд, как ни странно, тоже до Казанского вокзала, только уже Казани... И вот из окна этого самого поезда – Казань, которая с первого взгляда может показаться серой и невзрачной.

День первый: кладовая чемпионов, театр, коты и «Казанский Арбат»

Мы прибыли в 7 утра в столицу республики Татарстан, и до заселения в отель оставалось 7 часов в запасе. Поэтому всю туристическую группу загрузили в автобус и с раннего утра начали усиленно кормить пищей для ума. Хозяева, впрочем, вовремя осознали, что желудок просит еды больше, чем извилины, и автобус остановился у ближайшего кафе быстрого питания. После перекуса турне на колёсах взяло-таки старт.

Обзорная экскурсия началась с современной части города, а именно со спортивных сооружений, каковых в Казани достаточно после проведения в городе Универсиады в 2013 году. Баскетбольная арена команды «Оникс», арена хоккейной команды «Ак Барс» и бывший стадион для игр команды РФПЛ – «Рубина», центр водных видов спорта, который в 2015 принял чемпионат мира, производят впечатление даже на, казалось бы, привыкших к олимпийским объектам сочинцев. Но настоящая «вишенка на торте» — «Казань Арена», которая успешно приняла Кубок Конфедераций и готовится к приёму Чемпионата мира по футболу в году будущем. И вишенкой её  делает не внешний вид, а умение работать в режиме «многозадачности». В сооружении собраны конференц-холлы, ресторан, отель, спортзал, детский центр, а зимой ещё и каток заливают. Но наш извозчик лишь сделал остановку, без выхода, дабы не терять время, которого оставалось «всего чуть больше шести часов».

Между первой и второй, как говорится... и вторая остановка последовала уже минут через 20. Перед нами показался большой сказочный дворец с разноцветными башенками, что напомнило пряничный домик. Возвышаясь, в самом центре стоит мальчик, расправивший руки в стороны, словно ждёт аплодисментов. «Это резиденция президента?» – из толпы сыпались предположения о значении этой постройки. Были и те, кто увидел в этом здании стиль архитектуры времён Ивана Грозного. На деле – городской кукольный театр, в котором также проходят занятия дополнительного развития для школьников и дошколят.

Поднявшись на террасу театра, мы осмотрели следующий пункт назначения – национальный комплекс «Туган Авылым», что в переводе с татарского – родная деревня.

На входе в родную деревню установлен памятник главному национальному блюду республики, эчпочмаку (по-русски – треугольник). Ничем примечательным этот небольшой этнопарк не отличается. Разве что в глаза вновь бросилось обилие надписей на татарском языке. Их явно больше, чем русских.

Эчпочмак – для нас обычный пирожок в форме треугольника. Картошка, мясо и лук, залепленные в толстое тесто.

Натопленный автобус казался райским местом после прогулок при минусовой температуре. И поколесив ещё час по центру, мы остановились на правом берегу реки Булак. Кафе «Театрал», в котором мы обедали три из трёх возможных раз, находилось на улице Право-Булачная, которую приезжие часто величают Булочной. Изысканностью блюд наш «трактир» не отличался, но в наш комплексный обед вошли национальные блюда: уже известный эчпочмак, который подаётся с мясным бульоном, и что-то среднее между пельменями и мантами. Первое впечатление о кухне – очень солёно.

Отобедав, мы прошли три квартала и резко повернули в направлении обратном от реки. Двести метров прямо, поворот головы направо, и перед нами открылся вид на широкую пешую улицу. Улица Баумана, или «казанский Арбат» – с его средневековыми кварталами – оказалась немноголюдна. Только редкие группы туристов и одинокие уличные музыканты.

Наблюдение: местных жителей на улице практически не видно. И машин в городе по-настоящему мало, хоть кое-где на дорогах и присутствуют заторы. Экскурсовод объяснила это тем, что люди в поте лица работают. Но отсюда вытекает вопрос: «А чем же тогда заняты сочинцы?»

Пройдя мимо длинного зеленого здания первой казанской гостиницы, в которой бывала сама Екатерина II (недалёко установлен и памятник карете императрицы), мы заняли очередь. Самую настоящую очередь к некой достопримечательности, которую было не разглядеть за рослыми мужчинами и широкими пуховиками. Простояв 15 минут, толпа разошлась, и перед нами нарисовался небольшой монумент, посвящённый коту. «Это точно времён Ивана Грозного...» – снова послышалось из толпы и заставило её улыбнуться...

На самом деле, казанские коты стали известны после приезда всё той же императрицы Екатерины II. Проснувшись одним утром, она была приятно удивлена отсутствием мышей в своём гардеробе и сразу же поинтересовалась, куда они подевались. Пальцем указали на кота, который ночью «орудовал» в покоях императрицы. Екатерина тут же приказала завести таких же котов в Эрмитаже. А татары возвели животным памятник.

Сфотографировав котов со всех ракурсов, группа начала двигаться вперёд по улице, но была остановлена экскурсоводом, которая направила нас на Петро-Павловский собор. Собор расположен на холме и виден издалека из-за обилия красок. Внутри – семиярусный алтарь, который действительно поразил.

В Казани существует правило: если строится церковь, то в этом же районе в этот же момент должна быть построена и мечеть и наоборот.

Спустившись обратно на улицу Баумана, направились к торчащей среди всех остальных построек башне. Как позже выяснилось – колокольня. В ней – ничего примечательного, но по дороге – занимательное изображение. На боковой стене одной из построек XVIII-XIX века красовалась Мона Лиза. Необычная. По всей видимости, автор хотел раскрыть суть и сущность современных дам, изобразив Лизу с надутыми губами и айфоном в руке.

Ресторан «Древняя Бухара», отзывы о котором и приятное расположение (2 квартала от гостиницы), остановили наш выбор именно на нём. Первое впечатление о мрачном национальном интерьере внутри разбавила приветливая гардеробщица, которая тут же начала убеждать нас, что с выбором места мы не ошиблись. «Проведу вас в нижний зал, там сегодня работает мой самый любимый красавчик-официант», – подмигивая, сказала женщина и привела нас в практически пустой зал.

О еде. В заказ вошли кыстыбый, чебуреки и, конечно, национальный татарский плов с бараниной. В такой последовательности мы и получили блюда. Можно отметить, что татарские блюда не отличаются сложностью приготовления. Например, кыстыбый – обычная лепёшка со слоём картошки внутри. Но приготовлено всё было действительно на высшем уровне.

День второй: казанский Кремль, башня Сююмбике, мечеть «Кул Шариф» и старотатарская слобода

«Идём прямо до конца улицы и через 15 минут будем на месте», – заявила экскурсовод, когда вся группа собралась у отеля. В путь. И 15 минут спустя мы оказались у подножий Кремля, расположенного на холме.

Немного в горку – и остановились у небольшого странного монумента – символ Татарстана Зилант. «Зилант – мифическое существо похожее на дракона. Он жил на этих землях раньше. А мы верим, что он нас защищает», – продолжала нудноватое повествование экскурсовод.

А в воздухе появился запах дождя. И сгустившиеся тучи были подтверждением надвигающейся стихии. Но мы не спешили переступать порог белокаменного Кремля и стояли у ворот Спасской Башни, пытаясь расслышать хоть что-то между свистящими порывами ветра.

«Ваши билеты...» – устало выдохнул кассир и выдал пропускные талоны всей группе, которая сомкнулась в одну маленькую кучку, желая согреться. Пропищав 34 раза, турникет пропустил всех сочинских туристов на территорию казанского Кремля.

В воздухе повисли тишина и недоумение. Одна дорога, одно обыкновенное здание по левую руку и белая кирпичная стена по правую. А где же роскошь, присущая главной достопримечательности города?

Мы двинулись вперёд, пытаясь успеть за экскурсоводом, которая чуть ли не бежала в какое-то определенное место. Около полукилометра от входа через Спасскую башню, и мы очутились у башни из красного кирпича, лестничной постройки – Башня Сююмбике. Названа так в честь вдовы хана Волжской Булгарии, которого Иван VI Грозный убил при захвате города в 1553 году.

Существует легенда, что, убив хана, Грозный захотел жениться на его вдове и потребовал от неё смены религии (в Волжской Булгарии исповедовали ислам). Та, в свою очередь, согласилась, но попросила прежде проститься с Аллахом и построить для этого высокую башню, чтобы быть ближе к Богу. Строение возвели меньше чем за неделю. А Сююмбике, поднявшись туда, спрыгнула, не желая быть женой Грозного...

Зелень. Много зелени. Вот что, не считая размаха, отличает казанский Кремль от главного Кремля страны. Но пока мы шли в неизвестном направлении, зелень выпала из поля нашего зрения. Под ногами большая площадь, а подняв глаза, – главная мечеть города, «Кул Шариф».

Бело-голубая мечеть была построена к тысячелетию Казани в 2005 году.

К слову, к тысячелетию Казани в городе появились новые парки и мосты. Например, известный мост «Миллениум», который украшает коллекцию фотографий туристов.

Восьмиминаретная мусульманская молельная является действующей мечетью, но привлекает, скорее, туристов, нежели верующих. Заходя в неё, посетителей не просят даже покрывать голову, не говоря уже об обнажении ступней. Внутри всё модернизировано, но по классике: строки из Корана на стенах, большой ковёр для молитв и специальная ниша, которая всегда указывает на Мекку. Провели нас по некому второму «этажу», рассказав о человеке, в честь которого мечеть и была названа – пророк Кул Шариф.

Покинув мечеть через противоположную дверь от той, в которую вошли, мы оказались на настоящем мини-базаре. Деревянные торговые ряды, где каждому продавцу предназначен свой маленький торговый теремок. И на каждом прилавке даже висел свой прайс-лист. Только вот для базара не хватало товара, покупателей, да и продавцов: прилавки пустовали в силу «не сезона».

Из-за больших туч вдруг показалось солнце, но от этого, казалось, ветер только усилился. На улице резко похолодало. А нам ещё предстояло отобедать и посетить татарскую слободу, находящуюся в 35-40 минутах ходьбы от нашего местоположения.

Ветер просто сдувал с ног, благо оказался для нас попутными. Спустившись с кремлёвского холма, мы снова очутились на «казанском Арбате» и уже в третий раз последовали в кафе «Театрал». В меню второго дня национальной еды не наблюдалось. Зато фоном играла национальная музыка.

Когда мы вышли из кафе, которое находилось в не особо живописном дворике местного молодёжного театра, на голову нам посыпались крупные капли дождя вперемешку с градом. А зонтики после просмотра оптимистичного прогноза погоды было решено не брать. Но древняя татарская слобода и самая старая мечеть города – разве это не стоит того, чтобы продрогнуть?

Однако было принято решение не мокнуть до конца и воспользоваться общественным транспортом: автобусом или метро. Недолгие раздумья – и вот мы уже ловим укоризненные взгляды наших спутников по маршруту. «Выходим через две остановки», – вскрикивает экскурсовод, чтобы все 34 человека, плавно размазанные по автобусу, не забыли выйти. И тут же в автобусе слышится громкий облегчённый выдох и нас, туристов, и тех, кого мы явно стесняли.

А дождь становился всё сильнее, и, выйдя из автобуса, мы в секунду оказались мокрыми. Мысль о скором возвращении в отель витала в воздухе. Но мысль о том, что мы сильные и справимся, прогнала сомнения прочь. Семь минут. Семь минут адски морозной прогулки – и вот мы уже разуваемся, заходя в мечеть Марджани, построенную по приказу Екатерины II. Показалось, что со времен правления императрицы тут ничего и не поменялось. Разве что торговый уголок у входа организовали. Посетив сначала мужской молельный зал, мы спустились в женский, посреди которого стоял огромный стол мест на 40-50.

Удивительно было даже не это. А то, что в этом зале проводят церемонии бракосочетания и венчания по-мусульмански. Далее в планах была прогулка по старотатарской слободе. Но сопоставив ее фотографии из интернета и риск подорванного здоровья, большая часть путешественников отправилась в отель.

Солнце, дождь, снег, град..., а ужин – по расписанию. И мы небольшой компанией отправляемся в уже знакомый ресторанчик «Древняя Бухара». Там все также, как и в день предыдущий: чудо-гардеробщица, красавчик-официант и безумно вкусная кухня. В меню ужина второго дня непонятные наименования: бэлеш, азу и губадия. Обо всём по мере подачи на стол. Первым передо мной оказался бэлеш, который, по моим соображениям, должен был быть похож на беляш. В принципе, так оно и вышло. Только беляши, которые на каждом углу продаются у нас, жарят, а это блюдо запекается в духовке. Азу, которое привыкли готовить мы, и то, которое подали, отличаются несильно – всё то же мясо и картошка. Но приготовлено и выложено поизящнее.

Главной загадкой вечера долгое время оставалось, что же такое губадия. И прежде чем надкусить, я долго её рассматривала. А предметом моих недоуменных взглядов была небольшая выпеченная в форме то ли граната, то ли мешочка сладость. Медленно поднеся её ко рту и откусив кусочек, я развеяла страхи. Внутри – рис, изюм и измельчённые орехи. Вкус, честно сказать, на любителя.

Ужин, как и вчера, приятно скрасил окончание холодного дня.

День третий: разгрузочный

Проснувшись в 9:30, не торопясь позавтракав в отеле, все запаковывали чемоданы. День отъезда. Но не могла Казань отпустить нас просто так, не показав напоследок себя во всей красе. И усевшись в одиннадцатом часу в более комфортабельный, чем вчера, автобус, мы отправились в «Панораму» Казани – новый музей, который рассказывает всю историю столицы Татарстана.

Чем выше этаж – тем ближе к нашему времени. На первом – два макета времен нашествия монголо-татар и раздробленности на Руси и зал с древними артефактами. Каждый из макетов одним нажатием кнопки превратился в киноэкран, на котором отображались все события представленной эпохи.

Следующий этаж – средневековая Казань. Первая комната, в которую мы зашли – трамвай. Такие же столики, скамеечки и виды, спроецированные на стены. Изучив весь двадцатисекундный видеоряд на стенах несколько раз, мы получили приглашение пройти во второй зал этого этажа – кинозал. Круглая комната с креслами, расставленными кругом в самом центре, и большим экраном по всему периметру выглядела уютно. На экране – фильм с общей информацией про Казань: герб, флаг, гимн...

После киносеанса наступило время современной Казани. Громадный макет со всеми даже самыми маленькими домиками города был облеплен посетителями. Щелчок – и вместо ламп на потолке загорелись «звёзды». Общее «Ах!» прокатилось по комнате. Вся миниатюрная Казань загорелась. В окошке каждого домика включился свет, все фонари города начали выполнять свои прямые обязанности, а уменьшенные автолюбители «включили» фары. Жалко продолжалось всё это недолго: строгая дама-контролёр включала и выключала подсветку чуть ли не посекундно.

Четвёртый этаж назывался бы «контроль полученных знаний», будь мы в школе. 8 небольших экранов, прикрепленных к диванчикам, «создавали» вокруг себя очередь. Вопросы действительно сложные, особенно для тех, кто считал ворон на экскурсиях. И не ответив ни на один вопрос, очередь переходила к следующему пункту развлечений – место для фотографий с Петром I, который не раз бывал в Казани, или с императрицей Екатериной II – как повезёт. Заняв нужную точку, оставалось только ждать, кого же спроецирует система. И прежде чем мы покинули современный музей, каждый сделал своё императорское фото.

Автобус снова следовал по маршруту в уже родное кафе «Театрал», которое в этот день организовало мастер-класс по приготовлению эчпочмаков. Всё, оказывается, было предельно просто. Да и необычная треугольная форма – простая ловкость рук, которой из нас всех обладала только женщина, проводившая мероприятие, повар с многолетним опытом. Готовить налепленное нами никто не стал, и в зал был вынесен ранее приготовленный обед. А на десерт – чак-чак, национальная сладость, которая, как и все, состоит из чего-то непонятного, но обязательно залитого мёдом.

И снова автобус, за ним поезд, далее теперь уже прощальный взгляд на такую яркую, живую, но холодную Казань и длинная дорога домой впереди.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar