Меню сайта
Приготовились... камера... начали!

18 октября был второй день Международного детского фестиваля кинопритч «Мы сами снимаем кино». За день каждая команда сняла по одному ролику. Но так как мы – участники фестиваля – ещё дети и подростки, без смешных случаев не обошлось.

Собрались все к половине десятого в актовом зале гимназии №1. Перед тем, как начать разрабатывать сценарий фильма, преподаватель из киношколы имени МакГаффина Галия Фатхутдинова поговорила с нами про людей, которые делают кино, и рассказала, кто за что отвечает. Оказывается, всё было не совсем так, как мы предполагали. Например, оператор, а точнее оператор-постановщик, не только «нажимает кнопку» на камере, но и выбирает для каждого плана ракурс, выстраивает композицию. А хлопушкой пользуются не только из-за традиции, а и потому, что она помогает при синхронизации изображения и звука, если они были записаны на разные устройства, и для обозначения отснятых сцен и дублей.

После этого ребята с наставниками разошлись по командам и начали обсуждение сценария.

Притча нашей команды

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним – Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну – от его ног, другую – от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

– Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

Господь отвечал:

– Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.

У нашей команды вначале была идея визуализировать притчу, используя спички или театр теней. Но потом всё же решили снять мини-фильм, взяв сюжет из подростковой жизни. Так как основываться он должен был на предложенной притче, то мы сначала выделили основную мысль: «Один человек помогает другому, но тот этого не замечает, пока что-то не происходит (пока он не лишается этой помощи)». Однако дальше наступил творческий ступор, пока на помощь не пришла педагог и руководитель киношколы имени МакГаффина Дарья Михайловна Гладышева.

– Знаете, ребята, чтобы написать краткий сценарий, нужно ответить всего на три вопроса: «Кто главный (главные) герой (герои)?», «Что с ним (ними) происходит вначале (на чём идет завязка)?» и «К чему это в конце концов приводит (кульминация и развязка)?».

С помощью вопросов краткий сценарий вскоре был готов, а к полудню и расписан по сценам. Эта история про старшего и младшего брата, которые вначале ссорятся, а потом младший понимает, что без старшего ему никак. Назвали мы наш фильм «Футбол», так как братья в первой сцене собирались идти играть в эту игру.

После полдника мы раскадровали первую сцену и отправились на речную набережную снимать. Когда пришли на место съёмок обнаружилось, что забыли взять футбольный мяч, который бы показывал, что братья идут на футбол, и Алина побежала за ним. Оставшиеся же стали выбирать братьев. Старшего единогласно решили будет играть наш наставник Иван Дубровский. На роль младшего брата рассматривали Юру и Лёву. Юра младше, но выбрали всё-таки Лёву, так как он больше похож на Ивана. Они оба голубоглазые и светловолосые.

Пока мяча не было, актёры репетировали, а после сняли пробный дубль. Оператором первой сцены решила стать сама Дарья Михайловна. После пробного дубля актёры определились с действиями и основными фразами.

Когда наконец-таки появился мяч, начали снимать основные дубли. Но мы попали в час пик, и по мосту ходило очень много народу, а оператору нужно было снимать и идти спиной вперёд. Поэтому Максу пришлось вести Дарью Михайловну, а мы, видя, что начинали снимать, частично перегораживали дорогу людям. Во время одного из дублей дедушка-прохожий поверил актёрской игре и когда актёры проходили мимо него, сказал Лёве, что старших нужно слушаться. Именно этот дубль и решено было включить в фильм.

Первую сцену снимали где-то полтора часа, было сделано много дублей. То всё-таки Дарья Михайловна и Макс сталкивались с другими людьми, то актёры шли слишком быстро и не помещались в объектив камеры. Наконец-таки мы вернулись в гимназию на обед.

После него расписали, в каких именно местах будем дальше снимать, и решили что будет ещё материал, снятый на субъективную камеру для ощущения подглядывания старшего брата за младшим.

​Субъективная камера – это когда камера поставлена на точку зрения какого-либо участвующего в действии персонажа и начинает следить за развитием событий его глазами.

Также договорились, что поедем в парк «Ривьера», поскольку там есть все нужные нам места: тир, карусели, ларьки с мороженым и море.

Приехав в «Ривьеру» мы некоторое время просто шли вперёд. Шли, шли, шли, и остановились только дойдя до Океанариума. Наверное, потому что наконец-таки дошли до большого скопления аттракционов. В качестве взрослого аттракциона выбрали «Калипсо», а для малышей «Паровозик». Эту сцену снимала уже не Дарья Михайловна, а Вера. Также решили подключить взрослых ребят, которые с восторгом спрыгивали с «Калипсо». Их роли исполнили я, Настя и Лёша. И всё бы ничего, да вот заграждение у сидений, где мы сидели в ожидании начала съёмки не отодвигалось, и пришлось ютиться на маленьком-маленьком кусочке сиденья.

Потом вся команда скинулась на билет, и стали снимать сцену на детском аттракционе. Паровозик сделал несколько кругов, и каждый раз, когда Лёва подъезжал к камере, он умудрялся прилечь в новой позе. А на последнем круге он из вагончика… выпал. К сожалению, этот дубль оказался бракованным, так как оператор подобного не ожидала, и в камере оказалась видна зелёная сетка.

Следующую сцену мы снимали около ларька с мороженым почти полностью самостоятельно. За двадцать минут справились, но в последних дублях мороженое было подтаявшим. Со взрослыми сняли субъективную и объективную камеру в момент подглядывания старшего брата. Тут режиссёр забыла вовремя сказать «стоп», и Лёва шёл, шёл, шёл, и чуть было вообще домой не ушёл. Ещё получилось так, что мороженое между сценой покупки и подглядывания заметно уменьшилось… благодаря чьей-то великодушной помощи.

Посмотрев на небо, мы заметили, что уже начался закат, и поэтому поспешили к морю, решив снять финальную сцену там, а не на футбольном поле. Из-за этого пришлось поменять и название фильма с «Футбол» на «Братья». Также решили заменить сцену в тире на сцену встречи с друзьями, которую сняли на подходе к морю. Друзей сыграли Макс и Юра. Тут нас ожидал неприятный сюрприз: оказалось что камера, на которую снимали до этого, разрядилась, и поэтому пришлось снимать на другую, у которой были проблемы с фокусированием. Так как солнце было уже достаточно низко, а отснять эту сцену надо было успеть до полного захода, пришлось сделать всего три дубля.

Последнюю сцену снимали на пляже. Лёва разозлённо кидал камешки в море, а остальные растеклись по пляжу, стараясь не обращать на актёров и камеру ни капельки внимания. Поэтому разглядеть, по-настоящему ли Лёва ударил ногой об камень, или появилось такое ощущение при помощи не сразу опустившейся камеры, нам не представилось возможным. Единственное, что мы потом узнали, так это то, что из-за шума волн не получилось хорошо записать звук, поэтому его решили перезаписать на следующий день.

Под конец, чтобы связать образы с притчей, сняли цепочку следов на песке, которую смывает море.

Наконец, съёмки завершились. Усталые, но довольные ребята и взрослые разошлись по домам. Так прошёл второй день фестиваля кинопритч «Мы сами снимаем кино».

avatar
1
1 AlisaZelyonkina • 14:24, 24.10.2016
Наталия, в Вас сидит Дотошный Агент Реальности. biggrin Мне очень нравится такая въедливость и скрупулёзность. Юмор тоже потихоньку пробивается.
avatar