Меню сайта
Под Покровом и с МакГаффином
Фото: Даниил Рубанов

– Должна Вас предупредить, что мы – абсолютно светское объединение. Считаю, что вопросы веры и религии – дела личные и семейные.
– Половина участников Фестиваля кинопритч – светские команды. Вот – взгляните…

Елена, представитель Фонда сохранения духовно-нравственной культуры «Покров» и директор Международного детского фестиваля кинопритч «Мы сами снимаем кино», демонстрирует работы «конкурентов». Это милые пластилиновые мультфильмы, киноэтюды в стиле «Ералаша», маленькое кино, где по современному плиточному полу «студии» ходят самые настоящие парнокопытные.

Нравится. Вот она – настоящая конкурентная среда. Решение принимается сразу и в одиночку, что для осторожной и вежливой меня – большая редкость.

Провожая Елену до автобусной остановки (и здесь нужно отметить, что она сама приехала к нам, в детский Центр на Красноармейской, из Адлера), рассказала ей, что религия для меня – это культурный аспект и что самое страшное, опять же для меня, когда такие тонкие вопросы подаются детям несведущими и невежественными людьми…

Вообще, я себя считаю православным человеком. Дома есть иконы, и в самые тяжёлые жизненные моменты, отпевание ушедших, например, искренне осеняю себя крестом.

Елена упомянула, что Фонд «Покров» сотрудничает с Молодёжной киношколой имени МакГаффина и пообещала, что скучно не будет.

Мелькнула эмоция, похожая на удивление: МакДак, Макдонанльдс, МакГаффин, православие… И тут я полезла в Интернет – искать, кто же такой МакГаффин…

Мы хотели назвать новую киношколу в честь знаменитых режиссёров, но учим при этом тому, что кино в целом зависит от каждой его составляющей. Наша задача – познакомить слушателя со всеми творческими профессиями в кинопроизводстве, объяснить, что главную роль играет каждый и что кино - искусство синтетическое. Тогда получается, что и школу нужно было называть имени ВСЕХ. Или наоборот.

Выяснив, что МакГаффин – это и все, и никто одновременно, мало того, он бывает и чем-то неодушевлённым, принялась агитировать «За» нашу уважаемую коллегу из Адлера…

Запрыгнув в последний вагон, а Фестиваль кинопритч был на вот-воте, да ещё и в родном Сочи, мы без особой надежды на успех успели подать пять заявок из, так сказать, «готового» кино, мало-мальски напоминавшего притчу.

И… ура! Коротенький метр «Многогранная личность» Софии Абеновой прошёл конкурсный отбор и попал на зрительский показ! Обожаю эту киношку, снятую и смонтированную без единого прикосновения руки взрослого. Я вновь с уважением вспомнила Елену из православного Фонда – ведь в Софкином кино фигурировали готы и даже – о, ужас – пустая бутылка из-под водки…

Фестиваль «Мы сами снимаем кино». Знакомство

– Что, надо предупредить детей, чтобы оделись потеплее?
– Да.
– Но «Дагомыс» же – закрытый катамаран?
– Бывал я на «Дагомысе»…

На катамаране было очень тепло. Укутанные дети немного постеснялись, но всё же отправились за интервью, из которых «вышли в свет» от силы пятая часть. 

Всех пригласили собраться за столиками, и началось открытие. О самых первых минутах лучше восьмиклассницы Наташи Никоновой не расскажу:

…актриса театра и кино, а на этот день ведущая Ирина Чернова немного поговорила о празднике Покрова Пресвятой Богородицы, о том, что мы радуем её добрыми поступками. После она вспомнила и рассказала о святителе Николае Чудотворце, архиепископе Мир Ликийских, ведь он помогает всем путешествующим по морю, и все пропели ему тропарь.
Затем представили маленькую гостью Диану Мизрахи, победительницу прошлого фестиваля…

Всё было очень лаконично и достойно. Ещё раз с благодарностью подумала о Елене и себя не забыла похвалить: одна из нас не затягивала, а другая не отговаривала. Вообще, сразу отметила положительную вещь: местные взрослые не лезли со своим «Уставом» в чужой пока Фестиваль, а москвичи не диктовали свои незыблемые правила. Поэтому главными в эти дни стали дети!

«Никогда ещё не видел столько артистов и представителей киноиндустрии вместе!» – поделился на бегу Никита Морозов. Не со мной поделился.  С кем-то из юных пёстросорочинцев.

Всё было просто и совсем не пафосно: представление артистов и педагогов Киношколы имени МакГаффина и несколько конкурсов, в которых за самым малым исключением (мы о-о-очень взрослые)  с азартом участвовали и одиннадцатиклассники, и десятилетки.

Наконец по нехитрому жребию были распределены подлежащие экранизации притчи. Их обсуждение проходило под «сладкий стол» и вместе с наставниками – сразу полюбившимися артистами – Иваном, Егором и Михаилом.

Морская прогулка длилась два часа, и уже на берегу дети и наставники продолжали достаточно долго и весело беседовать.

День второй. Сценарий и съёмка

Место действия – гимназия №1. Педагоги киношколы имени МакГаффина провели крошечную интерактивную лекцию о роли каждого в команде. Дети, как обычно, пару минут постеснялись, но достаточно быстро включились в работу.

Больше всего я боялась, что москвичи будут нянчиться с нашими немного избалованными знаменитостями юными сочинцами, захваливать и «подтирать сопельки». Но уверенный голос Галии, устроившей стремительный пинг-понг терминов и их определений быстро растворил мои педагогические страхи.

Минут через двадцать все сидели по группам и обсуждали сценарии. Причём, два из трёх были рождены этой ночью…

Только Валя и Софа, думаю, поняли концепцию трансформации притчи изначально. Наша группа с наставником Иваном решила, что притчу о следах на песке, о том, что в самые трудные периоды жизни Господь нёс человека на руках, нужно воспроизвести практически дословно. Накануне было предложение «поставить» притчу на спичках, потом рисовать на песке… Я не спал полночи и придумал театр теней. Даже подготовил программы и образы-персонажи, но потом всё рассыпалось… Выяснилось, что притчу нужно было переосмыслить, уловить мораль и сделать современный, может быть, менее философский сюжет. Конечно, я был разочарован.

Алексей Пуховский

Главное, что маленький подростковый протест не остался без внимания Дарьи – руководителя киношколы имени МакГаффина и наставника Ивана, который вольно или невольно задал не совсем то направление мысли.

«Я просто побоялась доверить Лёше монтаж», – сказала Дарья.

Они не врут детям, дети не врут им. Это, на мой взгляд, самое важное. Конечно, можно было бы устроить разбор полётов, расставить все точки на Ё и установить всеобщий Мир, Дружбу и Жвачку. Но полтора дня, за которые необходимо было сделать маленькое кино и продемонстрировать все роли и процессы, позволяли заниматься только делом, не отвлекаясь на эмоции.

И эта большая и молодая группа кинематографистов отправилась снимать притчу «Братья»

Я был уверен, что выиграю кастинг на роль младшего брата, поэтому кастинга не было. Кому я благодарен? Творческой студии К.Ю. Хабенского… И ещё небольшой театральной студии… Я маленький был, когда посещал её – не помню, как называлась, помню только, что она находилась в кинотеатре «Аэлита». Ивану Дубровскому – он очень здорово поддерживал меня – и профессионально, и по-человечески. Как настоящий старший брат.

Лев Беляев

Макс Шляпников, ровесник и друг Лёвы, регулярно бодрил макгаффинских и пёстросорочинских педагогов своей индифферентностью… Но видели бы вы, как осторожно и ответственно он страховал Дарью, которая довольно быстро шла спиной с кинокамерой по нашему подвесному мосту! 900 человек в Зимнем театре видели…

День третий. Монтаж, просмотр, тарелки

Две из трёх групп подростков монтировали почти самостоятельно, поэтому удалось почти на десять минут выдернуть из процесса наставника Сергея. Сергей, а первое образование у него – ничего себе – физмат, отметил работу многих подростков: Руслана, Сони, Анастасии, Жени, Гели…

– А вот девочка с детским церебральным параличом… Если увлечётся кинематографом, её судьба быть костюмершей?
– Смотрите, что Настя сейчас делает? Что-то ищет в телефоне. Это значит, что она может монтировать…

Но монтировала Геля, и делала это впервые.

Галия восторженно отзывалась о способностях Вали и Софы и вспоминала себя в их возрасте: «Попробовал бы кто-нибудь не согласиться с моим авторитетным мнением.  Но жизнь сделает все необходимые корректировки и обязательно научит работать с командой и в команде».

Как?! Как спокойные и даже степенные представители Фонда могут так эффективно сотрудничать с шебутными и немного сумасшедшими (в самом хорошем смысле этого слова)  ребятами из Киношколы?

Этот вопрос рискнула адресовать Сергею. «Нас просто объединяет кино», – ответил он.

…В уютной затемнённой аудитории состоялся просмотр трёх коротких притч. Вопросы, ответы, смех, уточнения, снова смех.

Все идут на улицу – с опозданием, как минимум, на сутки совершать киношный ритуал: разбивать тарелки «на удачу». Восторги…

«Вам настолько важны дипломы?»... Утвердительно киваю. Наверное, я соврала…

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar