Меню сайта
Как методический семинар проходил
Фото: Александр Максимов

Главное для журналиста – не мешать действию события, которое он освещает. И если взрослым, да знающим почти всё про это событие ещё понятно, куда можно заходить посторонним, то подросткам, оказавшимся на подобном мероприятии в первый раз, не очень понятно, можно ли зайти на методический семинар Всероссийского конкурса «Учитель года России». Особенно, если их куратор на время вынужденно исчез из зоны действия сети.

Уже расспрошены администраторы в обоих блоках, наши учителя и просто рядом оказавшиеся люди. В ответ все лишь разводят руками – только кто-то с надеждой, что всё-таки пустят, а кто-то в полном непонимании. И вот уже кофе-брейк подошёл к концу, а члены жюри вернулись в кабинеты. В дверях ближайшего кабинета появился дежурный и спросил у следующего конкурсанта, готов ли он. Пока тот отвечал, я проскользнула с другой стороны к двери и, вложив в голос всю мольбу, на которую способна, спросила: «А мне можно зайти и послушать?». Модератор (как потом выяснилось, и член жюри тоже) после секундного замешательства всё же сказал заветные слова: «Можно, но только тихо-тихо». Быстро кивнув, я отправилась в дальний угол кабинета. Да только свободные места остались лишь в центре класса, но сидеть перед жюри – как-то не «комильфо». Впрочем, долго стоять не пришлось – ближайшее место почти мгновенно освободилось от сумки и было дружелюбно предложено одной женщиной из жюри. Отказываться было глупо, да и сидя заметки делать гораздо удобнее. Итак…

Алексей Александрович Уржумов, учитель географии в лицее-интернате для одарённых детей Оренбуржья, представил проблемно-программный подход к обучению. Ровным и бодрым голосом он повествовал о прохождении своих занятий, в ходе которых ребята делятся на группы и обсуждают решения какой-либо проблемы.

Несмотря на предпочтение такого метода обучения, Алексей Уржумов прекрасно видит его недостаток в невозможности контролирования равномерного распределения работы на всех в группе. Но, по словам учителя, частично можно его преодолеть, давая небольшие индивидуальные обязательные задания.

Наталия Валерьевна Яникова, учительница физики и информатики в Тямшанской гимназии, рассказала о вызовах, с которыми сегодня сталкивается учитель, и как ответ им о своей методике преподавания, когда предлагает ученикам идти любым путём к решению задачи.

«Например, выходит ученик решать задачу и говорит: «А я хочу решать через систему координат как на математике». И он решает, расписывает, получает много синусов и понимает, что что-то не то, что надо переделывать. Но зато это у него в памяти останется на более долгое время, чем когда бы я сразу сказала решать по-другому», – поделилась Наталия Яникова особенностями своего подхода к преподаванию.

Наталия Яникова увлекается фольклором, и считает, что «творчество и гуманитарные предметы помогают лучше понять точные науки и технику».

В проекте Натальи Викторовны Шаматриной, учительницы русского языка и литературы в средней школе №4 посёлка Ключи, рассматривались причины нелюбви учеников к классической литературе и способы их преодоления, которыми она пользуется на уроках.

«А какой ваш любимый писатель именно для цитирования? Ну, друзьям, близким, попутчикам…» – поинтересовался у неё один из членов жюри.

А попутчики у неё явно были, всё-таки из родного Армавира на Камчатку ехала. А на конкурс – с Камчатки в Сочи.

Максалина Мунировна Текеева, учительница географии в средней школе посёлка Правокубанский, что в Карачаево-Черкессии, быстро покорила всех своим мягким восточным акцентом. Её методика во многом напоминала представленную Алексеем Уржумовым, но с авторскими доработками – большим количеством игр и дополнительных заданий.

«Мне очень нравится давать ребятам мини-сочинения. Очень часто у них бывает достаточно неожиданный конец. К примеру, одна капелька побывала на вершине Эвереста, другая на дне Марианской впадины, потом 400 лет пробыла во льдах Антарктики и вот в конце она в одной из луж Лос-Анжелеса, которую лакает собака», – рассказала Максалина Текеева.

«Самое страшное, что это ещё далеко не конец», – иронично добавил кто-то из членов жюри.

Ещё с собой Максалина Текеева принесла модель вулкана и во время рассказа, как они в классе подробно обсуждают явления природы, включила его. Горел он неожиданно громко, а оставшиеся части материала разлетались неожиданно далеко. Поэтому после выступления двум мужчинам из жюри пришлось помочь вынести стол со сгоревшим вулканом.


Понаблюдав даже за таким малым числом конкурсантов, я начала понимать, почему большинство абсолютных победителей всё-таки мужчины. Спокойная уверенность и неподверженность эмоциональному волнению (во всяком случае, в наружных проявлениях) даёт сильному полу больше шансов на расположение членов жюри и на победу.

Но все прослушанные мной участники не использовали полностью время, определённое регламентом – 20 минут. Почти все управились и с представлением проекта, и с вопросами жюри минут за десять, поэтому выступления не казались затянутыми, а слушатели не успевали соскучиться. А за дверьми «отстрелявшиеся» учителя прямо как дети на НПК радовались быстрому завершению и вываливали на коллег свои ощущения и эмоции. Так и закончился на полчаса раньше определённого в расписании методический семинар четвёртой группы конкурсантов первой подгруппой. А я, выскользнув вслед за своей тёзкой, помчалась оформлять впечатления.

* Фото конкурсантов: teacher-of-russia.ru

avatar
0
1 AlisaZelyonkina • 23:59, 27.09.2017
Наташенька... ты бы поаккуратнее с посещением высоконаучных семинаров.
Еле разобрала текстище. Уже было взволновалась...
avatar